В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования. Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов.
Воспитанникам государственных детских домов не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В ряде регионов у детей по 2-3 года не бывает медосмотров. В результате среди воспитанников детских домов много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Часто дети подвергаются грубому обращению и побоям со стороны воспитателей. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.
Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Русская Православная Церковь также принимает участие в помощи беспризорным детям и детям-сиротам. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу.
Другое направление — создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей. На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями. Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансирования. Даже для небольшого приюта необходимо отдельное здание или часть здания, где могли бы разместиться спальни, комнаты для занятий и игр, туалет, душ и другие помещения. Даже при наличии такого здания, что бывает далеко не всегда, его ремонт и переоборудование под приют стоит огромных денег. Большие средства необходимы и для обеспечения функционирования приюта. Однако даже в тех случаях, когда удается каким-то образом решить материальные проблемы, найти спонсоров, возникают почти непреодолимые бюрократические сложности с официальной регистрацией приютов. Необходимо получить разрешение нескольких комиссий, которые, руководствуясь формальными инструкциями, придираются к малейшим отклонениям от предписанных норм, в то время как государственные детские учреждения в большинстве случаев функционируют с гораздо более серьезными нарушениями.
Данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой поддержки от государства. Лишь в некоторых случаях приютам, созданным церковными организациями, удается получить официальный статус и государственное финансирование.
Еще один вид работы церковных учреждений с бездомными детьми — создание социальных станций, где дети могут пообедать, пройти медицинский осмотр и санитарную обработку, получить психологическую помощь. Работники таких станций пытаются также вернуть детей в семью или устроить в приюты.
Какой бы ни была форма помощи социально осиротевшим детям, свою важную задачу работники церковных организаций видят в том, чтобы духовно «отогреть» попадающих к ним детей, подготовить их к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к Церкви.
В одном из выпусков ИБ (ноябрь 1996 г.) мы писали о нескольких православных детских приютах. В настоящем номере мы возвращаемся к этой теме и рассказываем о некоторых инициативах, предпринимаемых для решения проблемы детской беспризорности.
Детский дом «Павлин»
И стория детского дома при храме Святителя Митрофана Воронежского началась более ста лет назад. С 1877 года существовал детский приют принца Ольденбургского, а в 1893 году был открыт Елисаветинский приют, названный так в честь Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Приюты располагались в дачной местности, на земле, принадлежавшей Высоко-Петровскому монастырю (откуда и название «Петровский парк»), на пересечении Царской улицы (с 1911 года Митрофаньевской, ныне 2-я Хуторская) и Петровско-Разумовского проезда. В 1895 году усердием казначея Московского Совета детских приютов купца Митрофана Семеновича Грачева при приютах был построен храм Митрофана Воронежского.
На открытии Елисаветинского приюта присутствовала сама Великая Княгиня Елизавета. Газета «Московские ведомости» сообщала: «Сегодня, 4 мая 1893 г. в Петровском парке состоялось освящение и открытие учрежденного с высочайшего соизволения Государя Императора Московским Советом детского приюта для 20 детей обоего пола в возрасте от 1 года до 7 лет. Приюту в честь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны присвоено звание Елисаветинского. Для нового приюта Советом было пристроено просторное двухэтажное помещение к дому, в котором помещается приют имени Его Высочества принца П. Г. Ольденбургского, так что оба приюта имеют один общий вход. При доме имеется роскошный тенистый сад. По случаю торжества оба приютские здания были украшены флагами и гирляндами из зелени. Ее Высочество прибыла в приют в 11 часов утра… Две воспитанницы удостоились поднести Великой Княгине роскошный букет из живых цветов… Великая Княгиня проследовала в помещение приюта, где управляющим делами Московской епархией преосвященным Александром, епископом Дмитровским, было совершено соборное молебствие с водоосвящением. Пели стройно воспитанницы женского ремесленного отделения Долгоруковского и Ксениевского приютов… Затем все помещения приюта были окроплены святой водой. Великая Княгиня осмотрела их и проследовала на террасу, выходящую в сад, где Ее Высочеству был предложен кофе. Около террасы расположились воспитанники и воспитанницы приютов и соединенным хором под управлением Ф. В. Богуслава прекрасно исполнили народный гимн «Славься» и гимн, посвященный Их Императорским Высочествам. Великая Княгиня осталась довольна пением. Помещение и обстановка обоих приютов также произвели на Ее Высочество отличное впечатление. В 1-м часу дня Великая Княгиня отбыла из приюта».
К 1894 году в обоих приютах воспитывалось восемьдесят детей в возрасте от пяти до семи лет.
При советской власти храм и приюты были закрыты. После возобновления богослужений в храме Святителя Митрофана Воронежского в 1990 г. его прихожане возобновили традицию оказания помощи детям-сиротам.
6 октября 1990 г. в день Зачатия святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храм пришли дети из соседнего детского дома №8 и попросили их крестить. По окончании богослужения настоятель протоиерей Дмитрий Смирнов совершил над детьми таинство Крещения, а прихожане храма стали их крестными родителями. По просьбе ребят приходские священники начали духовно окормлять детский дом.
В дальнейшем дети были переведены в другие детские дома и школы-интернаты Москвы, но связь с ними не прекратилась. Дружеское, а порой и родительское участие прихожан в их судьбах привлекало и других ребят. Они просили брать их в храм, многие крестились.
Со временем дети вырастали, заканчивали детские дома и интернаты, начинали самостоятельную жизнь, для большинства из них трудную. Но, столкнувшись с бедой, ребята знали, куда можно прийти за помощью, где их поддержат, накормят, утешат.
В связи с тем, что число детей, обращающихся в храм Святителя Митрофана Воронежского, увеличивалось, Приходским советом было принято решение о создании детского дома. Эту инициативу поддержал префект Северного округа М. Т.Демин.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 г. был открыт Социально-реабилитационный центр «Детский дом «Павлин», который 20 мая 1999 г. получил официальную государственную регистрацию. Он назван в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, который при жизни заботился о детях-сиротах (память его совершается 23 января/ 5 февраля).
Одной из основных задач центра является подготовка воспитанников к практической жизни в условиях большого города. Проживающие в нем дети получают различные трудовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни; они работают на приусадебном участке, где выращивают цветы, кустарники, деревья; помогают взрослым в ремонтных работах; учатся различным ремеслам; выполняют различные работы по дому.
Но прежде всего необходимо «отогреть» приходящих в детский дом детей, поэтому отношения строятся на любви и взаимопонимании. Дети получают христианское и церковное воспитание (по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «наилучшее педагогическое воспитание доставляется именно Церковью…»). На первый взгляд педагогические принципы детского дома «Павлин» очень просты, однако они требуют от воспитателей и от всех работающих здесь большого терпения и выдержки. Любовь и забота проявляемые по отношению к детям, помогают им научиться быть внимательными и добрыми к окружающим. Дети учатся жить по христианским заповедям.
В центре следуют принципу свободного развития ребенка, то есть дают возможность проявиться его индивидуальным особенностям, интересам и способностям — в тех случаях, когда это не противоречит принятым правилам поведения.
Соблюдение дисциплины, послушание взрослым и труд являются необходимыми и главными составляющими в формировании личности ребенка.
Детский дом «Павлин» является малокомплектным, в нем постоянно проживает 10 воспитанников, всего же за 1999 г. была оказана помощь 80 детям. Прихожане храма Святителя Митрофана Воронежского продолжают опекать ребят из детских домов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и других городов, проводят работу по воцерковлению: за последний год к таинству крещения приступило более 60 детей.
Целенаправленная работа по духовному и нравственному воспитанию детей и оказанию им помощи даже за небольшой, 9-летний, период духовного окормления дала свои результаты. Наши воспитанники отличаются от своих сверстников из других детских домов тем, что они более милосердны, у них развито критическое отношение к собственным плохим поступкам.
Но главным является то, что, становясь на собственный жизненный путь, сталкиваясь с жизненными невзгодами и трудностями, дети знают, что есть Церковь — их защитник и покровитель и их Дом.
Директор детского дома «Павлин»
Беляев Ю. В.
Реабилитационный центр медико-социальной и психолого-педагогической помощи «Остров-3»
В апреле 1998 года по инициативе Православного Сестричества во имя св. прмц. Елизаветы, с помощью Христианского Межцерковного Диаконического Совета (ХМДС) Санкт-Петербурга был открыт реабилитационный центр (РЦ) психолого-педагогической и медико-социальной помощи дезадаптированным детям и подросткам. РЦ является структурным подразделением Государственного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» (ГОУ МУК) Калининского района г. Санкт-Петербурга. Назначение ГОУ МУК — допрофессиональное и начальное профессиональное обучение учащихся школ района. ГОУ МУК имеет лицензию на ведение этой деятельности с правом выдачи удостоверения государственного образца.
Главная цель РЦ — научить детей, попавших в неблагоприятные условия, достойно выживать, подготовить их к самостоятельной жизни, по возможности помочь вернуться в семью. В штате РЦ состоят 8 социальных педагогов, 4 методиста, 3 психолога, психотерапевт, врач, 2 медицинские сестры, организатор по досуговой работе, а также персонал яслей-сада и технический персонал.
РЦ имеет два отделения: подростковое для детей от 8 до 18 лет и дошкольное для детей от 1 года до 7 лет.
Подростковое отделение
Большинство подростков, попадающих в РЦ, либо не имеет родителей, либо их родители уклоняются от воспитания своих детей. Часть из них постоянно живет на улице, другие уходят из семьи на короткий период, некоторые ночуют дома, но остальное время проводят на улице и бросили школу. Образование даже старших в большинстве случаев не превышает 3-5 классов. Первой задачей сотрудников РЦ является выявление детей, которые нуждаются в нашей помощи. На этом этапе мы сотрудничаем с инспекторами по делам несовершеннолетних, с социальными работниками школ, социальные работники РЦ работают с детьми на улице, приглашают их в РЦ. В последнее время многие ребята стали сами приходить в РЦ по совету своих друзей, знакомых с его деятельностью.
РЦ реализует несколько программ для подростков.
Дети и подростки получают бесплатное питание в двух столовых. Одна столовая расположена недалеко от метро и все дети хорошо ее знают. Туда может прийти любой ребенок и подросток самостоятельно. Талоны на питание выдаются в столовой социальным педагогом. В столовой по очереди дежурят психологи. Здесь происходит первое знакомство с ребенком, выясняется, какую помощь он хочет от нас получить. После столовой дети едут в РЦ. Из постоянно взаимодействующих с нами детей в этой столовой питаются в основном те, кто еще удерживается в школе или еще не готов к обучению в РЦ. Вторая столовая находится в самом РЦ и предназначена для его учащихся. Финансирование питания осуществляется в основном из спонсорских средств, предоставляемых ХМДС, питанием за государственный счет обеспечиваются подростки, обучающиеся в РЦ. В настоящее время в обеих столовых питается 60 детей.
Дети и подростки, поступающие к нам, находятся под постоянным медико-санитарным контролем, который осуществляют врач и медсестра РЦ. Проводится лечение и профилактика педикулеза и чесотки, других кожных заболеваний. В РЦ для обработки детей имеется оборудованное помещение с душевой кабиной и горячей водой, стиральная машина, а также бокс первого приема. Один раз в неделю ребята посещают баню в нашем районе, в остальные дни моются в душе.
Дети и подростки находятся под патронажем социальных педагогов, с ними работают психологи и психотерапевт.
Основные методы работы с детьми — это приобщение к труду и воцерковление. Ни один ребенок и подросток не получает у нас ничего бесплатно (за исключением разовой помощи в экстренных случаях), каждый должен потрудиться. Работа дается каждому по силам: кто-то подметает, кто-то моет полы, убирает территорию, а кто-то поливает цветы и вытирает пыль. Все ремонтные работы в здании ведутся силами подростков под руководством мастеров.
Кроме того, мы ежегодно участвуем в городском конкурсе на получение временных рабочих мест для несовершеннолетних. Эта программа позволяет дополнительно оплачивать труд подростков в размере 2 МРОТ.
В воцерковлении детей принимают участие студенты Духовной семинарии, сестры Православного сестричества во имя св. прмц. Елизаветы, дети окормляются в храме, для них устраиваются паломнические поездки, один раз в неделю дети вместе с сестрами читают акафист св. прмц. Елизавете, перед трапезой молятся. Для детей также организуются экскурсии в музеи, театр, цирк, прогулки с посещением достопримечательностей города.
Социальные работники РЦ знакомятся с родителями подростков, выясняют причины выхода ребенка на улицу, пытаются вернуть ребенка в семью. Иногда удается устроить детей к родственникам, в некоторых случаях ребенок направляется в приют.
Психологи РЦ выявляют личностные особенности детей, помогают им определиться в выборе профессии, занимаются работой по укреплению мотивации к общеобразовательному и трудовому обучению. Для подростков, имеющих желание получать образование, организуется обучение на базе ГОУ МУК.
Профессиональное обучение ведется по следующим профессиям: маляр-штукатур, деревообработка широкого профиля, типографское дело. Мастерские и классы теоретического обучения расположены в здании РЦ, за исключением типографии, которая находится в основном корпусе ГОУ МУК, в 200 м от нас.
Поскольку подростки, получающие у нас профессию, не имеют достаточного школьного образования, пришлось открыть факультативное восстановительное обучение по школьной программе, а затем индивидуальное общеобразовательное обучение. ГОУ МУК пока еще не имеет лицензии на ведение обучения по общеобразовательным предметам, поэтому мы заключили договор со школой на проведение промежуточной и конечной аттестации наших учащихся с выдачей аттестатов за 9 классов. Педагоги, обучающие детей по общеобразовательным предметам, являются сотрудниками РЦ.
Дошкольное отделение
Дошкольное отделение открыто с целью поддержки семьи, оказавшейся в кризисной ситуации, и для раннего выявления детей группы риска. Оно открыто на базе яслей-сада и занимает вторую половину здания РЦ. В яслях-саду 5 санаторно-оздоровительных групп: 1 ясельная из 10 детей и 4 детсадовских по 15 детей.
Посещение детьми яслей-сада для родителей бесплатное за счет спонсорских средств. При возможности семьям, дети которых посещают ясли-сад, предоставляется гуманитарная помощь.
В РЦ проводится многоплановая социальная работа с семьей. С родителями взаимодействуют психологи, психотерапевт, социальные педагоги, юрист, методист по трудоустройству. Организуется переобучение безработных родителей.
Планируется открытие мини-биржи индивидуального труда, где безработные родители, получившие лицензию на индивидуальную трудовую деятельность по месту жительства, могут получить сведения о заявках на услуги населению. Заявки от населения поступают по договору с районным Центром социального обслуживания населения, где на учете состоят инвалиды, немощные и малоимущие пенсионеры.
Руководитель РЦ
Полозова А. А.
Работа с беспризорными детьми в Московской области
Р усская пословица гласит: «Лучше не храм построить, а сироту пристроить!». Как и по всей стране, в Московской области проблема детской беспризорности стоит очень остро. Свой посильный вклад в решение этой проблемы вносят священнослужители и прихожане храмов Московской епархии.
Первое направление такой деятельности — это работа в государственных приютах и детских домах. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что этот вид социального служения набирает силу. Священнослужители Московской епархии окормляют сейчас более 50-ти государственных детских домов и приютов.
В качестве примера можно привести взаимодействие с государственным приютом «Колосок», находящимся в г. Мытищи. В этом приюте проживают 15 детей. Кроме обычного персонала, приют обслуживают две семьи прихожан храма Владимирской иконы Божией Матери. Все свободное от работы и учебы время члены этих семей проводят в приюте. Они помогают своим подопечным готовить уроки, участвуют в общих играх, проводят индивидуальные беседы, ненавязчиво привлекают детей к общей молитве.
Нужно сказать, что последнее требует особого духовного такта. Дети, поступившие в интернат, как правило, относятся к религии или безразлично, или даже враждебно. Они неохотно слушают то, что им говорится о Церкви и о Православии. Были случаи, когда их приводили в храм на экскурсию, некоторые не хотели даже войти в храм, не говоря уже о том, чтобы исповедаться и причаститься. К чести наших сотрудников следует отметить, что они не принуждали детей и не оказывали на них никакого давления.
Тем не менее, благожелательное, участливое отношение наших тружеников к детям-сиротам постепенно ослабляет чувство недоверия к Церкви, и многие воспитанники интерната со временем соглашаются принять Св. Крещение и участвовать в церковной жизни.
Конечно, перед нашими церковными сотрудниками не ставится прямая задача обязательно привлечь всех детей в лоно Церкви. Главное — согреть их «прозябшее» духовно сердце материнской любовью и по возможности как-то приглушить тоскливое чувство сиротства и одиночества.
Другое направление участия Церкви в судьбе беспризорных детей — создание детских приютов при храмах. Можно с уверенностью сказать, что почти при каждом храме собираются дети. При некоторых храмах их единицы, при других — десятки. Их состав постоянно меняется: одни приходят, «обогреются», «приоденутся» и уходят. Их места занимают другие. Эта миграция не поддается никакому учету. Явно, что эти дети не имеют постоянного места жительства, и вывод напрашивается сам собой: нужно их как-то определить. И это делается на приходах, порой даже без согласования с местной администрацией и, конечно, на начальном этапе без всякой поддержки с ее стороны.
Существует такой приют и у нас при Владимирской Церкви г. Мытищи. Сейчас в нем живут 10 детей. Большинство из них из неблагополучных семей. Они не получили элементарного воспитания, многие никогда не учились в школе. Поэтому нашей важной задачей является восполнить пробелы в их воспитании и образовании, подготовить их к школе, дотянуть до уровня среднего образования и, выявив особенно талантливых, учить дальше — дать высшее образование. Для этого у нас есть специальные репетиторы, которые помогают воспитанникам приюта готовиться к школьным занятиям. Ребята также посещают воскресную школу при храме.
Дети имеют возможность выходить в город и посещать семьи своих друзей по школе. Поскольку приют находится на территории храма, дети в свободное время участвуют в службах, более взрослые из них участвуют в уборке храма, помогают на кухне, где готовят пищу для сотрудников, клира и неимущих. Они работают также на продуктовом складе и в гаражах.
Детей хорошо кормят, одеты они, конечно, скромно, но, главное, за ними смотрят сотрудники и заботятся о них, как о родных детях. Конечно, несмотря на эту заботу и внимание, они остаются сиротами, и печать сиротства невозможно полностью «стереть» с их лиц. Многое упущено в их жизни, и восполнить упущенное непросто, но уже сегодня с полной уверенностью можно сказать, что дети, соприкоснувшиеся с Церковью, или проведшие в ее стенах несколько лет, уже иные и не такие, как те, которые живут на вокзалах и рынках. Конечно, они не лишены пороков, свойственных беспризорным детям, но эти пороки не так чудовищно преобладают в них, как у той части детей, которая находится вдали от храма и не испытывает благотворного влияния Православной Церкви.
Такие «церковно-приходские» приюты существуют во многих приходах и монастырях нашей епархии. К сожалению, большинство из них не зарегистрированы официально из-за бюрократических сложностей, а в ряде случаев и противодействия со стороны местных властей. Но и такие приюты выполняют свое назначение. Те любовь и внимание, которыми окружают осиротевших детей служители и работники храмов и монастырей, стирают в детской памяти воспоминания о страшном беспризорном существовании вне стен храма и дают детям возможность вступить в жизнь наравне со своими сверстниками, имеющими родителей и родной дом. Словом, необходимо решить проблему устройства приходских и монастырских приютов и снять бюрократические препоны на пути их организаторов.
В этом плане интересен опыт католических монастырей на Западе. При каждом монастыре воспитываются дети-сироты. Они получают среднее образование, более способные — высшее. Дальнейшая их судьба — дело их личного выбора. Немногие из них становятся священнослужителями. Главное, они получают профессию и путевку в жизнь. Подобный опыт есть и у наших православных монастырей: в Иванове, Ярославле и других городах России. Но, к сожалению, пока нет общецерковной политики в решении этого насущного вопроса. Пришло время, когда данный вопрос необходимо решать в общецерковном плане.
Игумен Александр Агриков ,
ответственный за социальную работу
в Московской епархии
Детский приют в селе Писковичи Псковской области
Н ачало работе нашего приюта было положено весной 1992 года, когда ко мне обратилась Е. С.Петрова, заведующая отделом детских домов Псковского областного комитета по образованию, с просьбой пристроить при храме мальчика и девочку 16 лет, которые по решению ВТЭК с диагнозом «олигофрения» были направлены в психоневрологический интернат для постоянного проживания. Оба ребёнка — социальные сироты, и было жаль отдавать их в 16 лет в инвалидный дом, лишая всех перспектив обычной человеческой судьбы.
В деревне Писковичи Псковского района при храме св. Апостола Матфея мы построили дом и приняли сначала этих двух подростков, потом еще двоих, позже ещё и ещё. Большинство воспитанников приюта — выпускники коррекционных школ-интернатов для детей-олигофренов, в приют они поступают, как правило, в возрасте 15-16 лет. Было также двое мальчиков-сирот без отклонений в развитии. За семь лет существования приюта в нем жило 15 детей и подростков. Одновременно бывало от 7 до 12 человек. На каникулах в гости к детям приезжают их братья и сестры — тоже сироты, живущие в разных детских домах.
Для обеспечения воспитанников работой и для материальной поддержки приюта при храме св. Апостола Матфея была организована мастерская по производству церковных свечей. В ней трудится большинство ребят. Одна девочка работает поваром в средней общеобразовательной школе при храме св. Жен Мироносиц. Младшие дети учатся в 6 и 8 классах коррекционной школы.
Находясь в приюте, дети и подростки приобщаются к Церкви. До поступления в приют никто их них не был крещен. Сейчас все они крестились, регулярно присутствуют на богослужениях, исповедуются, причащаются, мальчики пономарят. Практически каждый день по вечерам мы устраиваем чаепитие с беседами, в том числе о христианской вере и Церкви.
Помимо непосредственной организации жизни и учебы детей в приюте, мы помогаем им получить профессиональное образование и устроить свою дальнейшую жизнь. Четверо мальчиков и две девочки из приюта закончили ПТУ по специальностям «швея», «кулинар», «автослесарь» и «столяр-плотник». Один из выпускников учится сейчас в Духовной семинарии в Джорданвилле. Шестеро из 15 детей уже вышли в самостоятельную жизнь, четверым выхлопотали квартиры, двое женились.
Однако, поскольку большинство воспитанников приюта имеют диагноз «олигофрения» и являются инвалидами второй группы, самостоятельная жизнь для них связана с большими трудностями, а иногда и невозможна. Поэтому мы решили построить специальный дом, в котором они могли бы жить, а некоторые и работать, по достижении совершеннолетия. В доме будет 7 квартир, на первом этаже расположится общий зал и гараж, в цоколе — мастерские и склады. Сейчас строительство этого дома завершается. Активную помощь строителям оказывали сами воспитанники, выполнявшие все подсобные работы.
К сожалению, пока приют при храме св. Апостола Матфея не имеет официального статуса и не получает реальной поддержки от гражданской и церковной администрации. Нет и постоянных спонсоров. Тем не менее, нам удается не только поддерживать существование приюта, но и расширять свою деятельность.
В настоящий момент у нас девять опекаемых. Общими силами мы строим для них дом и надеемся обеспечить их будущее.
протоиерей Павел Адельгейм ,
настоятель храмов
св. Апостола Матфея и св. Жен Мироносиц
Дорога к храму
о сотрудничестве социального приюта для детей и подростков «Огонек» г. Березовский Кемеровской обл. с Русской Православной Церковью
П риют «Огонек» является государственным учреждением, предназначенным для временного проживания детей и подростков, не имеющих в данный момент возможности жить в семье или являющихся сиротами. Большинство воспитанников приюта — дети из неблагополучных семей, родители которых — алкоголики, бездомные, лишены родительских прав. Бывает и так, что ребенок сам уходит из внешне благополучной, но конфликтной семьи, и временно попадает в приют. Часть детей поступает к нам из милиции, которая задерживает их на улицах, в поездах, на вокзалах, некоторые приходят сами. Приют рассчитан на 25 человек, но реально в нем одновременно проживает свыше 30 детей. Возраст воспитанников приюта от 3 до 18 лет. Ребята находятся в приюте разное время: от нескольких дней до одного года, в зависимости от того, как быстро удается вернуть их в семью. Если это оказывается невозможным в течение года, приходится судебным решением признавать их сиротами и передавать в детские дома.
Сотрудничество детского приюта с Русской Православной Церковью (РПЦ) началось практически в первые месяцы его функционирования в 1995 году. В течение нескольких лет преподаватель воскресной школы при храме св. праведного Иоанна Кронштадтского Г. А.Бикмулина проводит в приюте занятия, на которых рассказывает о христианском вероучении, истории христианства, церковных праздниках. С воспитанниками младшего и среднего школьного возраста организуются занятия по изучению Библии. Одна из воспитанниц приюта посещает занятия в самой воскресной школе. Стало традицией в канун Рождества Христова, а иногда и других христианских праздников, проводить театрализованные представления в приюте силами учеников воскресной школы.
Прожив определенное время в приюте, вчерашние беспризорники очень близко знакомятся с жизнью Церкви, приобщаются к религии, имеют возможность присутствовать на службе в храме, при желании принимают крещение.
Два года назад у нас появилась мысль об открытии кружка для воспитанников приюта на базе мастерской при церкви св. Иоанна Кронштадтского. Причиной послужило отсутствие в детском приюте хоть какой-нибудь мастерской, столь необходимой мальчишкам. На наше предложение отозвался настоятель храма о. Андрей Симора. Департаментом образования работа мастерской была внесена отдельным пунктом в Соглашение о совместном сотрудничестве между администрацией Кемеровской области и Кемеровской епархией РПЦ.
И вот с 1 декабря позапрошлого года открылся кружок «Мастерская при храме». Двое воспитанников приюта, Костя Тартынский и Андрей Бодякин, стали его первыми учениками. Пока шло обустройство мастерской, ребята чистили снег на территории храма. Потом были дни наблюдения за работой мастера Виталия Польщикова: как умело он пользуется фрезерным станком и циркулярной пилой, разными стамесками и рубанком. Скоро и радость пришла: мальчишки сделали своими руками рамку для иконы. «У нас получилось», — ликовал Саша. «Я сам строгал рубанком», — говорил Андрей. Затем выполняли заказ воскресной школы по изготовлению скамеек: строгали, пилили, шлифовали. И эта работа получилась, сделали несколько скамеек. Ребята с радостью и гордостью сообщали в приюте о своих достижениях. Сейчас в кружке «Мастерская при храме» занимаются 10 воспитанников приюта. Ребята учатся и работают с удовольствием, и пусть они не станут плотниками, но элементарную мужскую работу научатся выполнять именно здесь.
Постепенно, исподволь мальчишки узнают разные стороны жизни храма: нужно креститься — «здороваться» с ним, а уходя «прощаться» крестясь. Обязательно снимать шапку в церкви и просить благословения на работу. Узнали для чего в колокол звонят, для чего колодец с маковкой и так далее. На эти вопросы им отвечает староста храма Раиса Ивановна Быковская, тем самым воспитывая у ребят уважение к вере.
Ребята приобщаются и к другим видам деятельности при храме. Однажды они пришли в мастерскую, а плотники снег на территории расчищают. «Подождите немного», — говорят. Попросили наши мальчишки, чтобы и им дали лопату, и включились в работу. С тех пор в планах работы детского приюта присутствует и такой вид деятельности, как расчистка территории храма от снега.
Весной и летом наши воспитанники помогают ухаживать за цветочными клумбами, которые старательные служители церкви всегда содержат в образцовом порядке. До поздней осени они радуют глаз прихожан!
Уверены, что как бы ни сложилась жизнь обездоленных детей, поступающих в приют, куда бы ни забросила их судьба, наверняка будут помнить они эту дорогу к храму, а возможно кому-то из них Церковь станет главной поддержкой в жизни.
Сегодня сотрудничество детского приюта с Православной Церковью продолжается, и можно с уверенностью говорить о сложившейся системе совместной деятельности. Действует план совместных мероприятий детского приюта и Православной Церкви на период до 2000 года.
Есть все предпосылки для приобщения отдельной категории воспитанников приюта к Церкви. Надеемся, что это будет способствовать развитию у них чувства сострадания к людям, к чужому горю, желания и умения принимать помощь от ближнего и оказывать ее самому.
Директор приюта
Витренко Н. Б.